ТОП КОММЕНТ
ОБНУЛЯЕТСЯ ЕЖЕМЕСЯЧНО
ЗДЕСЬ-МОИ ТВИТЫ

Закон о банкротстве граждан

Закон о банкротстве граждан

Как Вам всем, наверняка, известно 14 ноября 2014 в Государственной Думе в первом чтении, был принят многострадальный законопроект с народным названием «О банкротстве граждан (физических лиц)».Закон о банкротстве граждан

Правда, на самом деле, полное название  этого законопроекта  звучит гораздо   масштабнее:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О  НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)»  И  ОТДЕЛЬНЫЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАНИНА – ДОЛЖНИКА».

 

Тем не менее, для простоты восприятия, в данной статье, мы будем использовать именно народное название.

Итак, пребывая в статусе «принятого в первом чтении»  ровно 2 года, в ноябре 2014 года, законопроекту № 105976 - 6, явно, придали ускорение.

Буквально, за неделю – другую, «пролетели»  - второе и третье чтения в Государственной Думе (нижняя палата). А 25 декабря, проект закона получил полное и безоговорочное «одобрям –с»

от Совета Федерации (верхняя палата).

Закон о банкротстве граждан

 

Уже 29 декабря 2014 года, Президент Путин подписывает  вышеуказанный Закон. А  31 декабря 2014 года, в  канун Нового, 2015 года, Года текст  Федерального Закона от 29 декабря 2014 года №  476 - ФЗ был опубликован в «Российской Газете».

 

Вот так законопроект за пару месяцев стал полноценным законом, хотя, как следует из текста документа, его положения (касающиеся банкротства физических лиц) будут действовать лишь  с 1 июля 2015 года. Эдакий, полугодовой переходный период.

Закон о банкротстве граждан

 

Если честно, то для меня лично вот такой «блицкриг» был полной неожиданностью, так как  в августе 2014 года в Протоколе очередного заседания ГосДумы прочитал о «переносе рассмотрения данного законопроекта – на неопределенный срок» (дословно).

 

А тут, вдруг, погнали. И еще как погнали…

 

«Если звезды зажигают, значит это кому – то  нужно»…

Конечно же - нужно, ведь просроченная задолженность россиян – растет как снежный ком, день ото дня.

А, как всем известно (кроме, наверное, этих самых должников), суд российский не имеет право никак влиять на уплату и величину договорных процентов по займу, которые  продолжают  «капать»  - до полного исполнения должником своих обязательств. В отличии от величины  пеней и штрафов, например…

 

Тем не менее, суть банкротства состоит именно в том, что  ежели после проведения, в отношении гражданина всех установленных процедур, погасить  займ полностью  все-таки не удастся, то  остаток долга будет ПРОСТО-НАПРОСТО списан с должника. Долг, который невозможно взыскать в результате банкротства, будет  официально прощен должнику.

Это обстоятельство как раз - таки и составляет принципиальную разницу банкротства от взыскания долга в рамках исполнительного производства, которое может  осуществляться сколь угодно долго (по крайней мере, достаточно долго - по сроку).

 

Конечно же, в таком случае конфликт интересов кредиторов и должников прослеживается очень явно. А кредиторы (банкиры), как правило, парни - не бедные, поэтому могут себе позволить влиять (и, вероятно, влияют) на законотворческий процесс в отношении законодательства о банкротстве граждан.

 

И вот уже накануне введения в действия поправок относительно банкротства физических лиц, мы наблюдаем новеллы в законодательстве. Вступление в  силу документа переносится с 1 июля 2015 года на 1 октября 2015 года - на основании Федерального   Закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
А исключительная подсудность  по делам о банкротстве граждан и ИП  закрепляется за арбитражными судами (суды общей юрисдикции, наделенные этим правом в отношении граждан в предыдущей  редакции закона, вероятно, вздохнули с облегчением).

Закон о банкротстве граждан

Закон не простой, как я уже говорил, и мне искренне жаль тех должников, которые, с  упоением и сладострастием,  ждут вступления в силу этого нормативного акта, как избавление от всех своих кредитных «бед и проблем». Не получится просто так отмахнуться от долговых проблем. Не все так просто, как кажется на первый взгляд, и  процедуры банкротства унесут с собой  немало нервов, здоровья и имущества граждан – должников.

 

В Рунете можно найти достаточное количество статей с описанием нововведений по закону, касающихся банкротства граждан.

Закон сложен для восприятия, витиеват, затейлив и неоднозначно толкуем. Поэтому, я  решил самостоятельно, хотя бы более  -менее в общем порядке, «прошерстить» нововведения, касающиеся банкротства граждан.

В этих целях, я  просто сравнил действующую версию Закона (вступившую в законную силу) с  его редакциями в форматах Федеральных Законов от 29 декабря 2014 года №  476 – ФЗ  и № 154 – ФЗ от 29.06.2015 (не вступившими в законную силу).

Так будет проще, понятней и наглядней.

 

Конечно, мой анализ не претендует на звание «истины в последней инстанции». Не будет он глубинным и масштабным, ведь институт частного банкротства в новинку в истории современной России и практика по этому вопросу не наработана. Однако  постараюсь преподнести его  в своем, субъективном, понимании.

 

Итак, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 – ФЗ работает в России с 2002 года, однако, до настоящего времени, касался он лишь банкротства юридических лиц и граждан – предпринимателей (ИП).

Правовой институт «банкротства граждан» вводится впервые на просторах  России. Однако  законодатели разумно рассудили (и надо отдать им должное), что и ИП - являются гражданами (физическими лицами), поэтому законодательные новеллы:

1.Вводят и устанавливают  режим банкротства  для граждан – не предпринимателей.

  1. Изменяют действующий режим банкротства граждан – предпринимателей (ИП), ибо ИП теперь будут банкротиться по правилам, установленным для физических лиц.

 

Как мы уже выяснили, банкротить граждан – физлиц и граждан – ИП (далее – физлица, граждане) может исключительно арбитраж (арбитражный суд). Вероятно, это правильно, так как  арбитражи уже давно банкротят юрлиц и ИП, и, безусловно, наработали определенную практику в таких процессах.

Ну что ж, начнем, пожалуй. Вот что мы будем иметь с 1 октября 2015 года, если поправок в закон больше не предвидится.

 

*Кто имеет право обратиться с заявлением о признании гражданина банкротом?

Такое право имеют:

- сам гражданин (потенциальный будущий банкрот),

- конкурсный  кредитор,

- уполномоченный орган.

 

С гражданином – все понятно.

 

А кто такой конкурсный кредитор? Тут  тоже нет ничего сложного. Это – кредитор должника исключительно по прямому денежному обязательству (взял в долг – не вернул, получил товар – не рассчитался и т.д.). Например, кредитор, взыскивающий денежный эквивалент морального вреда, к конкурсному кредитору не относится и, соответственно, не может быть инициатором банкротства гражданина.

Уполномоченный орган – это  орган исполнительной власти любого бюджетного уровня. В качестве примера можно привести Федеральную налоговую службу, взыскивающую с должника неуплаченные налоги.

 

*В каких  условиях арбитражный суд  обязан принять заявление о банкротстве гражданина от одного из вышеуказанных полномочных лиц?

 

Закон предусматривает 2 СОВОКУПНЫХ (эти признаки должны присутствовать вместе)  условия для этого:

-величина долга гражданина составляет не менее 500 000 рублей (при этом конкурсные кредиторы и уполномоченные органы могут объединяться в своих требованиях),

- эти 500 000 рублей долга (и выше) должны быть просрочены гражданином не менее, чем на 3 месяца с той даты, когда они должны быть исполнены должником (по Закону либо по договору).

 

Так как данный закон я отслеживаю уже несколько лет, то хочу сказать, что в  первоначальных проектах  документа  задолженность по банкротству граждан определялась величиной не менее, чем 50 000 рублей. Теперь видно, что  здравый смысл, в конце – концов, восторжествовал, и банкротство гражданина стали определять с гораздо более значимой величины. Хотя, если честно признаться, думаю дело тут в том, что если оставили как было  первоначально задумано, «банкротной» волной просто – напросто  «смыло» бы с «лица» государства учреждения с названием «арбитражные суды».

 

*Внимание! Небольшая ремарка. В денежное обязательство должника не включаются пени, штрафы, упущенная выгода и иные финансовые санкции за ненадлежащее исполнение должником своих обязательств.

Уважаемые будущие конкурсные кредиторы! Помните об этом, когда будете высчитывать ту самую, пресловутую, величину долга гражданина - в размере, не менее чем  500 000 рублей.

 

И еще одно.

Если инициатором банкротства гражданина будут выступать конкурсный кредитор или уполномоченное лицо, то им нужно представить в арбитраж решения судов, подтверждающих их право требования (решения должны вступить в законную силу). Законом предусмотрены ряд исключений из этого, общего, правила. Например, по обязательствам, основанные на кредитных договорах с кредитными организациями – такое решение суда не требуется.

Или, например, требования, основанные на документах, представленных кредитором и устанавливающих денежные обязательства, которые гражданином признаются, но не исполняются.

* Закон  ОБЯЗЫВАЕТ гражданина в определенных случаях самому инициировать свое банкротства путем подачи  заявления в арбитраж. В каких случаях  должник  ОБЯЗАН это сделать?

1) Когда у гражданина несколько кредиторов, а его имущественное положение таково, что, если он удовлетворит требование лишь нескольких кредиторов, то с оставшимися - нечем будет рассчитываться (при условии что остаток неудовлетворенных требований составит величину, не менее той самой «злополучной»,  в размере 500 000 рублей).

2) Когда гражданин сам объективно осознает, что не сможет выполнить, взятые на себя обязательств, при наличии признаков недостаточной платежеспособности и недостаточности имущества. В этом случае,  правило достижения величины долга не менее, чем 500 000 рублей – НЕ ДЕЙСТВУЕТ, так как в «работу» включаются правила  признаков недостаточной платежеспособности и недостаточности имущества.

 

Нужно отметить, что для  граждан (инициативщиков) - любителей «халявы» предусмотрены:

-уголовная ответственность за преднамеренное  банкротство и лжебанкротство,

- в случае, когда гражданин  выступает инициатором своего банкротства, нужно  обязательно представить в арбитраж кучу подтверждающих документов, в том числе и таких, как опись имущества и судебный акт или  соглашение о разделе имущества между супругами,

- подозрительные сделки, совершенные должником в срок до 1 года, с даты введения процедуры реструктуризации, могут быть оспорены.

В общем, все непросто.

 

* Бесплатны ли процедуры по банкротству гражданина?

Увы, все бесплатности бывают лишь в мышеловке. Закон обязывает  для проведения процедур банкротства граждан назначать  уполномоченного специалиста – финансового управляющего (далее - ФУ).  Участие ФУ в деле о банкротстве гражданина является обязательным в силу Закона.

Финансовый  Управляющий будет  организовывать, направлять и вести процесс банкротства, отчитываясь и ходатайствовать перед судом, и должен состоять в специализированной СРО (саморегулирующей организации).

 

Услуги ФУ оплачивает инициатор банкротства. Оплата  услуг ФУ из расчета  фиксированной величины вознаграждения за одну процедуру – должна быть внесена на депозит арбитража вместе с подачей заявления о банкротстве. ФУ может привлекать к процессу сторонних специалистов – оценщиков, экспертов, охранников имущества (и т.д.) – за счет средств инициатора банкротства.

 

Уж не знаю, каковы будут расценку на услуги ФУ при банкротстве (в законе это прямо не указано) граждан. Знаю лишь то, что эти услуги в настоящее время, при банкротстве ИП и юрлиц, весьма и весьма недешевы. Если практика пойдет по пути аналогии права, то, возможно, что услуги  ФУ будут приравнены к стоимости услуг КУ (конкурсного управляющего). Тогда это  будет 30 000 рублей – в месяц. Плюс – законодательно установленные тарифы по процентам  (от величины удовлетворенных требований, от балансовой стоимости активов должника и т.д.)

 

*Какие процедуры  будут применяться при банкротстве граждан, если арбитражный суд посчитает обоснованным заявление о банкротстве?

Процедуры  могут быть применены  следующие:

  1. Реструктуризация долгов.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

 

*Будут ли сведения о гражданах – должниках заноситься в ЕФРСБ?

ЕФРСБ – это Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве. Сейчас там представлены только юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности. В электронном он-лайн формате реестр располагается по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru/

Да, сведения эти будут заноситься, хотя и в несколько усеченном виде и не по всем видам процедур банкротства.

 

*Каковы последствия признания банкротом гражданина?

Последствия таковы:

1.В течение 5 лет гражданин не вправе заключить договор займа (кредитный договор)  без указания на факт своего банкротства.

  1. В течение 5 лет гражданин не может себя банкротить - инициативно.
  2. В течение трех лет гражданин не может занимать должности в органах управления юридического лица и иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

 

*Каковы последствия признания банкротом гражданина в статусе ИП?

Они таковы:

  1. С момента признания банкротом аннулируются: его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и все лицензии (разрешения), выданные в целях осуществления предпринимательской деятельности.
  2. В течение 5 лет не может регистрировать ИП на свое имя и занимать должности в органах управления юридического лица.

 

Дела о банкротстве граждан могут быть возбуждены и после смерти гражданина или объявлении его умершим. Естественно, инициаторами такого банкротства могут быть только конкурсные  кредиторы и уполномоченные органы. Мертвец сам себя «обанкротить», увы, не в силах.

 

На этом буду закругляться.

Да, этой статьей я не раскрыл все тайны и «подводные камни»  Закона о банкротстве граждан.  Да и кто их знает - то? Только практика покажет действенность этих законодательных новелл.

 

Пост мой носит относительно общий характер и лишь  слегка приоткрывает занавес «театра» под названием  «ЛИЧНОЕ БАНКРОТСТВО». Тем не менее, полагаю, что  достаточную часть общих моментов и основных постулатов, нового для страны правого института, я осветил.

Желаю всем удачи!

Метки: , , ,


Отзывов (3) на «Закон о банкротстве граждан»

  1. Роман пишет:

    Уххх, как все закручено….. Боевик своего рода…..

  2. Инна пишет:

    Да, этот законодательный акт совсем непрост, но, как вы правильно заметили, все станет более или менее понятно, когда он начнет действовать на практике.

  3. Эдуард пишет:

    Поблажки недобросовестным заемщикам…

Ваш отзыв

ПОИСК ПО САЙТУ
Пользовательский поиск
Совет – Бесплатно
Правовед.ру - моментальные ответы адвокатов на Ваши юридические вопросы
РАССЫЛКА САЙТА
Стрелка
5 БЕСПЛАТНЫХ УРОКОВ НАУЧАТ ВАС ЮРИДИЧЕСКИ ГРАМОТНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ ЗАЙМОВ (РАСПИСОК).
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Page optimized by WP Minify WordPress Plugin